План работы МО


Проблема, над решением которой работает МО учителей иностранных языков в 2022/2023 учебном году:

 

 

 

Совершенствование профессиональной компетентности учителей иностранных языков по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся

 

 

 Цель методического объединения:

Обеспечение методической поддержки образовательного процесса по иностранным языкам для достижения качественного уровня подготовки обучающихся в соответствии с образовательным стандартом общего среднего образования, а также активизация профессиональной деятельности педагогов по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся

 

Задачи работы МО учителей иностранных языков 2020/2021 учебном году: 

1. Совершенствовать профессиональную компетентность учителей иностранного языка через использование в преподавании технологии визуализации учебной информации, развитие творческого потенциала педагогов, направленного на повышение эффективности и качества педагогического процесса;

2. Совершенствовать образовательный процесс по иностранным языкам путем эффективного применения современных образовательных практик, направленных на создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных способностей учащихся.

3. Обеспечивать нормативное правовое и учебное методическое сопровождение образовательного процесса в области иностранных языков в условиях профильного обучения и допрофильной подготовки.

4. Создать оптимальные условия для развития основных компетенций учащихся на учебных и факультативных занятиях по иностранным языкам сообразно их интересам, способностями и возможностями.

5. Повышать эффективность методического сопровождения работы с высокомотивированными учащимися для обеспечения реализации их потенциальных способностей.

6. Интенсифицировать образовательный процесс по иностранному языку на основе использования коммуникативных технологий, способов и приемов, способствующих развитию поликультурной личности обучающихся. 

 

Предполагаемый результат: повышение предметно-методической компетентности учителей по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся и, как следствие, повышение уровня владения коммуникативной компетенцией учащимися гимназии.

 

 

 

План работы МФ учителей иностранного языка

в 2022/2023 учебном году

 

Месяц

Содержание работы

Форма проведения

Ответственный

1

август

Анализ деятельности гимназии за 2021/2022 учебный год. Задачи на новый 2022/2023 учебный год.

 

Особенности преподавания иностранного языка в 2022/2023 учебном году.

 

Обсуждение рабочих программ по ИЯ, платным кружкам на новый учебный год.

 

Уточнение КТП по иностранным языкам на 2022/2023 учебный год

 

Методические рекомендации по работе с новыми УМК

Участие в заседании педагогического совета.

 

 

Инструктивно-методическое

совещание

 

Совещание

 

 

 

 

Совещание

 

 

 

Совещание

 

Руководитель МФ

 

 

 

 

Руководитель МФ

 

 

Руководитель МФ

 

 

 

Руководитель МФ

 

 

Руководитель МФ

2

сентябрь

1.Уточнение списков учащихся, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

2. Обсуждение планов подготовки учащихся к олимпиадам и НПК

3. Об обновлённых нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся

 

Совещание

Руководитель МФ

3.

октябрь

Рассмотрение и утверждение материалов для 1-ого этапа олимпиады по ИЯ для учащихся 10-11 классов

Подготовка и проведение недели ИЯ

 

Выбор тем для научно-исследовательских работ учащихся

Совещание

 

 

 

Мероприятие

 

 

Совещание

 

 

 

Руководитель МФ

 

 

Учителя

 

 

Учителя

4.

ноябрь

Формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе реализации межпредметных связей при изучении иностранного языка

 

Итоги и анализ 1-ого этапа олимпиады

 

Анализ успеваемости за 1 четверть

 

Проверка и контроль заполнения документации по ИЯ

Заседание МО,

семинар-практикум

 

 

 

 

 

Совещание

 

 

Мониторинг

 

 

Самоконтроль

Руководитель МФ

 

 

 

 

 

 

Учителя

 

 

Учителя

 

 

Руководитель МФ

5.

декабрь

Изучение новинок педагогической литературы и методических находок

 

Обмен опытом по межпредметной направленности уроков

 

Подготовка и проведение зимнего лингво-культурологического лагеря «Спадчына»

 

Проверка соблюдения норм оценивания результатов учебной деятельности учащихся по иностранным языкам

Промежуточный контроль за подготовкой к гимназической НПК

 

Педсовет «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся»

Круглый стол

 

 

 

Круглый стол

 

 

 

Мероприятие

 

 

 

 

Самоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие в заседании педагогического совета

Учителя

 

 

 

Учителя

 

 

 

Учителя

 

 

 

 

Руководитель МФ

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель МФ

учителя

6.

январь

Результаты и анализ 2-ого этапа олимпиады

 

Промежуточный контроль подготовки к централизованному экзамену по иностранному языку по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

Совещание

 

 

Самоконтроль

Учителя

 

 

Руководитель МФ

7.

февраль

Взаимопосещение уроков с целью повышения эффективности преподавания и обмена опытом с последующим анализом

 

Подготовка к участию в Фестивале межкультурных коммуникаций

Посещение уроков, анализ

 

 

 

 

Совещание

 

 

Учителя

 

 

 

 

 

Учителя

8.

март

Использование современных образовательных технологий, методик и средств обучения, основанных на диалоге и сотрудничестве как средство развития личностных и метапредметных компетенций учащихся на учебных занятиях

 

Участие в районной олимпиаде по ИЯ 9-ых классов

 

Участие в научно-практической конференции учащихся

 

Анализ успеваемости за 3-ю четверть

 

Заседание МО,

мастерская учителя иностранного языка

 

 

 

 

 

 

Олимпиада

 

 

 

Мероприятие

 

 

 

Мониторинг

 

 

Руководитель МФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учителя

 

 

 

Учителя

 

 

 

Учителя

 

 

9.

апрель

Участие в районной НПК

 

Педсовет «Воспитание

патриотизма,

гражданственности и

нравственности как стратегические ориентиры идеологии современного образования.»

Мероприятие

 

Участие в заседании педагогического совета

Учителя

 

Руководитель МФ

10.

май

Подготовка аналитических отчетов за год

 

Отчет по темам самообразования

 

 

 

Круглый стол

Учителя

 

 

Учителя

11

июнь

Итоговое заседание МО:

-Анализ работы за 2022/2023 учебный год

-Самодиагностика коллектива с целью выявления проблем в образовательном процессе и перспективных планов на будущее

-Выполнение учебных программ

-Мониторинг успеваемости учащихся

-Обсуждение результатов экзаменов по иностранным языкам

 

Обсуждение плана работы на 2023/2024 учебный год

 

Педсовет «Анализ итогов экспериментальной деятельности гимназии за 2022/2023 уч.г.»

 

Выступление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совещание

 

 

Выступление

Руководитель МФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель МФ

 

Руководитель МФ


 

Заседание № 1 

 

Дата проведения: август 2022 года

 

Место проведения: ауд. 3.06

 

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание

 

Тема: Особенности преподавания иностранного языка в 2022/2023 учебном году. 

 

Цель: изучение новых нормативных правовых документов Министерства образования, инструктивно-методических писем к началу учебного года; оказание методической помощи учителям иностранного языка.

 

Задачи:

1.                Изучить инструктивно-методические и нормативные правовые документы Министерства образования Республики Беларусь.

2.                Оказать методическую помощь учителям иностранного языка в совершенствовании форм и методов организации образовательного процесса по предмету.

3.                Обратить внимание на важность воспитательной составляющей урока

 

Научно-методический блок

Нормативное правовое обеспечение образовательного процесса в гимназии в 2022/2023 учебном году по иностранным языкам. Программно-планирующая документация учителя иностранного языка.

 

Учебно-методический блок

1.Анализ работы МФ учителей ИЯ за 2021/2022 уч. г. Утверждение плана работы на 2022/2023 у.г.

Лукша О.В.,

учитель английского языка

 

2. Изучение инструктивно-методического письма Министерства образования «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования»

Лукша О.В.,

учитель английского языка

 

3. Об обновлённых учебных программах для Х-XI класса и обновлённых учебно-методических комплексах по учебному предмету «Иностранный язык»

Закревская Ч.Ч.,

учитель английского языка

Практический блок

1.    Планирование методической работы педагогов на 2022/2023 учебный год.

2.    Создание электронного банка нормативно правовых документов по актуальным вопросам современного образования в помощь участникам МО на сайте МО.

 

Методический продукт

Электронный банк нормативных правовых документов по актуальным вопросам современного образования

 

Источники информации:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283.

3. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206.

4. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для V класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. —Минск: Национальный институт образования, 2017 год;

5. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для VI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. —Минск: Национальный институт образования, 2018 год;

6. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для VII класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. —Минск: Национальный институт образования, 2019 год;

7. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для VІІІ класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. —Минск: Национальный институт образования, 2020 год;

8. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для ІХ класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. —Минск: Национальный институт образования, 2019 год;

9. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для Х – XI класcов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый и повышенный уровни). —Минск: Национальный институт образования, 2020 год;

10. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для Х класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый и повышенный уровни). —Минск: Национальный институт образования, 2022 год;

11. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для ХI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый и повышенный уровни). —Минск: Национальный институт образования, 2022 год

12. Концепция учебного предмета «Иностранный язык», Минск, 2017.

13. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»

 

Интернет-ресурсы:

http://edu.gov.by  — Министерство образования Республики Беларусь

http://adu.by  — Национальный образовательный портал

http://www.academy.edu.by — государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»

http://mp.minsk.edu.by  — Минский городской методический портал

http://voiro.by  — государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

Информационный сайт «Настаўніцкай газеты» – http://nastgaz.by

Сайт МФ учителей ИЯ Браславской гимназии – http://forlangbraslav.jimdo.com


Заседание № 2 

 

Дата проведения: декабрь 2022 года

 

Место проведения: ауд. 3.06

 

Форма проведения: семинар-практикум

 

Тема: Формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе реализации межпредметных связей при изучении иностранного языка

 

 Цель: овладение педагогами методами, приемам и средствами формирования метапредметных компетенций учащихся при изучении иностранного языка.

 

Задачи:

1.     Познакомиться с техниками формирования метапредметных компетенций учащихся при изучении иностранного языка.

2.                Определить эффективность использования современных образовательных технологий для реализации межпредметных связей при изучении иностранного языка

3.                Изучить опыт работы педагогов по использованию техник формирования метапредметных компетенций учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности. 

 

Теоретический блок

1.    Развитие культуры речевого общения учащихся на уроках иностранного языка.

Лукша О.В.,

учитель английского языка

 

Учебно-методический блок

2.    Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с иноязычными источниками информации в процессе проектной деятельности

Калкан В.А.,

учитель английского языка

 

3. Использование дидактического потенциала тематического содержания на уроках иностранного языка на II ступени общего среднего образования для формирования национального самосознания учащихся.

Матуль К.Л.,

учитель английского языка

Практический блок

Разработка электронного каталога заданий в различных техниках формирования метапредметных компетенций учащихся для использования на уроках иностранного языка

 

Методический продукт:

Электронный каталог заданий в различных техниках формирования метапредметных компетенций учащихся для использования на уроках иностранного языка

 

Источники информации:

1. Абрамчук М.И. Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности учителя иностранных языков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.academy.edu.by/files/IKT/Abramchuk.doc  Дата доступа: 18.06.2021

2. Баранова, Н.П. Концепция учебного предмета «Иностранный язык»/ Н.П.Баранова, П.К.Бабинская, Н.В.Демченко // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2015. – No4. – С. 3 – 7.

3. Беленкова, И.В. Визуализация информации средствами сетевых сервисов / И.В. Беленкова // Наука и перспективы. – 2015. – No4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-informatsii-sredstvami-setevyhservisov . – Дата доступа: 15.05.2021.

4. Васильева, Д. В. Использование интерактивной доски на учебных и факультативных занятиях по иностранному языку: взгляд педагога-практика языков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:

http://www.academy.edu.by/files/IKT/Vasileva.doc  - Дата доступа: 18.06.2021

5. Денисова, Ж. А., Денисов М. К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием. // Иностранные языки в школе. 2008. No 3. – С. 20-27.

6. Ермолаева, Ж.Е., Герасимова, И.Н., Лапухова, О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. – 2014. – No 11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm. –Дата доступа: 12.06.2021.

7. Сиббет, Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы / Дэвид Сиббет; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 280 с.

8. Сикорская, О. А. Средства Визуализации информации на этапе целеполагания и мотивации / О. А. Сикорская. – Минск, 2015. – С. 1-3

9. Сорока, О. Г. Визуализация учебной информации / О. Г. Сорока, И. Н. Васильева // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. 2015. No11 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/10693/1/Soroka_PS_12_2015.pdf — Дата доступа: 10.06.2021

 


 

Заседание №3 

 

Дата проведения: март 2023 года

 

Место проведения: ауд. 3.06

 

Форма проведения: мастерская учителя иностранного языка

 

Тема: Использование современных образовательных технологий, методик и средств обучения, основанных на диалоге и сотрудничестве как средство развития личностных и метапредметных компетенций учащихся на учебных занятиях

 

Цель: Определение наиболее эффективных технологий, методик и средств обучения, основанных на диалоге и сотрудничестве, которые способствуют развитию личностных и метапредметных компетенций учащихся на учебных занятиях

 

Задачи:

1. Раскрыть сущность метапредметных компетенций учащихся;

2. Выявить наиболее эффективные примеры мультимедийных технологий для организации межкультурного иноязычного общения учащихся;

3.Определить возможности использования интеллект-карт для отображения и структурирования учебного материала по иностранному языку при организации образовательного процесса.

 

Теоретический блок

1. Активные методы и формы обучения как ресурс реализации воспитательного потенциала учебного предмета

Лукша О.В.,

учитель английского языка

Учебно-методический блок

2. Межкультурное иноязычное общение учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий как средство формирования на II и III ступенях общего среднего образования предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся.

Гернат М.С.,

учитель немецкого языка

3. Методы, приёмы, средства развития у учащихся качеств поликультурной личности, владеющей системой гуманистических ценностных ориентаций и способной осуществлять межличностное общение в контексте диалога культур, при обучении иностранному языку на повышенном уровне.

Закревская Ч.Ч.,

учитель английского языка

Практический блок

Проектирование учебного занятия по иностранному языку с использованием современных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов

 

Методический продукт:

Банк учебных занятий на сайте МО

 

Источники информации:

1. Баранова, Н. П. Об организации процедуры оценки качества научнометодического обеспечения по учебному предмету “Иностранный язык” в учреждениях общего среднего образования / Н. П. Баранова // Замежныя мовы. – 2020. – № 1. – С. 3–11.

2. Бабаянц, А.В. Технология стимуляции реального общения на иностранном языке / А.В. Бабаянц // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 3. – С. 60– 66.

3.Бабинская, П.К. Коммуникативно ориентированное обучение иностранному языку / П.К. Бабинская // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2010. – № 4. – С. 3–7.

4. Баранова, Н. П. Концепция учебного предмета “Иностранный язык” / Н. П. Баранова, П. К. Бабинская, Н. В. Демченко // Замежныя мовы. – 2015. – № 4. – С. 3–12.

5. Баклашкина, М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе / М.В. Баклашкина // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 1. – С.8; № 3. – С. 9–17.

6. Богова, М.Г. Игры, в которые мы играем / М.Г. Богова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2010. – № 3. – С. 25–34.

7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с (Метод. биб-ка).

8. Гец, М.Г. Выбираем, внедряем и разрабатываем образовательные технологии организации иноязычного общения / М.Г. Гец // Замежныя мовы. – 2017. - № 3. – С. 52 – 53.

9. Довнар, Т.А. Моделирование процесса устного иноязычного общения в контексте диалога культур / Т.А. Довнар // Замежныя мовы. – 2016. - № 1. – С. 6 – 18.

10. Ерчак, Н.Т. Возраст и усвоение иностранного языка / Н.Т. Ерчак // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2010. – № 1. – С. 4–13.

11. Ерчак, Н.Т. Общительность и усвоение иностранных языков / Н.Т. Ерчак // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 1. – С. 7–14.

12. Доронина, М.М. Использование различных форм международного сотрудничества в педагогической практике / М.М. Доронина // Замежныя мовы. – 2018. - № 1. – С. 59 – 59.

13. Колисниченко, Д. Н. Интернет: от «чайника» к пользователю Д.Н. Колисниченко. – СПб. : 2012. – 512 с.

14. Леонов, В. Google Docs, Windows Live и другие облачные технологии / В. Леонов. – М.: Эксмо-пресс, 2012. – 304 с.

15. Рогащук, О.Ю., Клименкова, Н.К. Использование ресурсов сети Интернет в лингвистическом кабинете по обучению английскому языку / О.Ю. Рогащук, Н.К. Клименкова // Замежныя мовы. – 2016. - № 4. – С. 45 – 59.


Заседание №4

 

Дата проведения: июнь 2023 года

 

Место проведения: ауд. 3.06

 

Форма проведения: мастерская учителя иностранного языка

 

Тема: Итоги работы методического формирования за 2022/2023 учебный год

 

Цель: Подведение итогов работы методического формирования за 2022/2023 учебный год.

 

Задачи:

1. Обобщить и проанализировать работу методического формирования за 2022/2023 учебный год;

2. Проанализировать деятельность педагогов за 2022/2023 учебный год;

 

Теоретический блок

1. Обобщение и анализ работы методического формирования учителей иностранных языков за 2022/2023 учебный год;

Лукша О.В.,

учитель английского языка

Учебно-методический блок

1.                Отчет учителей иностранных языков по самообразованию.

учителя иностранных языков

Практический блок

1. Разработка рекомендаций по самообразованию на 2023/2024 учебный год.

 

Методический продукт:

Рекомендации «Работа по самообразованию в 2023/2024 учебном году»

 

Источники информации:

1. Баранова, Н. П. Об организации процедуры оценки качества научнометодического обеспечения по учебному предмету “Иностранный язык” в учреждениях общего среднего образования / Н. П. Баранова // Замежныя мовы. – 2020. – № 1. – С. 3–11.

2. Бабаянц, А.В. Технология стимуляции реального общения на иностранном языке / А.В. Бабаянц // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 3. – С. 60– 66.

 

Интернет-ресурсы:

http://edu.gov.by — Министерство образования Республики Беларусь

http://adu.by — Национальный образовательный портал

http://www.academy.edu.by — государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»

http://mp.minsk.edu.by — Минский городской методический портал

http://voiro.vitebsk­region.edu.by — государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

Информационный сайт «Настаўніцкай газеты»– http://nastgaz.by